Франчайзинг в России в последние годы набирает обороты. Каждый предприниматель сможет найти себе занятие по душе и финансовым возможностям: ритейл, общепит, медицина, детские центры – вариантов множество.  Однако и в этом бизнесе есть риски и свои «подводные камни». О том, как не ошибиться с выбором партнера при покупке франшизы, написано достаточно много. В нашей статье мы хотели бы подробнее остановиться на финансовом аспекте. Как спрогнозировать будущую деятельность? Как проверить финансовую модель, которую предлагает вам франчайзер?  Как оценить экономическую эффективность и риски франшизы? Как сравнить несколько предложений и выбрать самое подходящее? Мы расскажем об инструментах, которые используют профессиональные финансисты. Эти инструменты помогут принять взвешенное решение о покупке франшизы и избежать неприятных «сюрпризов» в будущем.

Стартовый капитал: что необходимо учесть

В первую очередь необходимо собрать исчерпывающий перечень инвестиционных вложений.  Франчайзинг хорош тем, что позволяет сэкономить на таких вещах как брендинг, дизайн-проект. Франчайзер поможет не ошибиться с выбором помещения и подключит к своей логистической системе. Это все существенно ускоряет старт нового бизнеса, а значит и улучшает окупаемость.

Однако расслабляться не стоит – любой бизнес-план требует скрупулезного подсчета всех начальных инвестиций. Расходы на регистрацию юридического лица, паушальный взнос, разрешительные документы, арендная плата на период ремонта помещения, покупка оборудования и мебели, подключение кассовых аппаратов, оплата первой партии товара или сырья, печать визиток и буклетов… Даже если вам кажется, что учтено абсолютно все – рекомендуем заложить 5-10%-ный резерв на непредвиденные расходы.

Проверяем финансовую модель

Самый удобный инструмент для финансового анализа любого проекта – это MSExcel. Существуют специальные программы для оценки инвестиционных проектов, которые содержат в себе готовые модели. Однако они используются, как правило, крупными корпорациями, банками или инвестфондами, в которых анализ проектов поставлен на поток. В случае с малым бизнесом мы рекомендуем разработать индивидуальную модель. Ее можно создать «с нуля» (самому или обратившись в специализированную компанию) или взять за основу модель франчайзера, если он готов ее предоставить.

Финансовая модель – это набор взаимоувязанных показателей, характеризующих деятельность бизнеса. Ее главным результатом является прогноз денежных потоков, имущества и обязательств, а также чистой прибыли компании в среднесрочной перспективе. Даже если потенциальный франчайзер не дает вам готовый расчет, он обязан предоставить исходные данные для него. Очень важно изучить и управленческую отчетность по уже работающим точкам. Идеально, если информация будет предоставлена в помесячной «нарезке» за период 2-3 года.

Прогноз в собственной финансовой модели желательно строить также на помесячной основе. Это поможет точнее отразить сезонность и заранее увидеть возможные проблемы, такие, как например, кассовые разрывы. Стандартный горизонт планирования – 3 года, но в любом случае не меньше, чем срок окупаемости инвестиций в проект.

Вот базовый чек-лист для проверки полноты информации, содержащейся в финансовой модели. Помимо стандартных статей поступлений и расходов, модель в обязательном порядке должна содержать следующие вводные и расчеты:

1.       Сезонность продаж: в натуральном измерении и в стоимостном (если имеет место изменение цен в зависимости от сезона).

2.       Инфляция и ее влияние на цены продукции или услуг и косвенные расходы.

3.       Индексация арендной платы за помещение.

4.       Индексация заработной платы персонала (если планируется).

5.       Расчет налогового окружения в соответствии с выбранной системой налогообложения.

6.       Динамика расходов на зарплату с учетом страховых взносов во внебюджетные фонды.

7.       Расчет амортизации.

8.       Расчет оборотного капитала с учетом планируемой системы расчетов с поставщиками и покупателями (пред- или постоплата).  Планируемая оборачиваемость продукции.

9.       Расходы на привлечение и обслуживание кредитов, если таковые планируются.

10.   Схема расчетов с франчайзером: периодичность уплаты паушального взноса и роялти, наличие других платежей.

Как уже упоминалось, результатом модели должны стать прогнозные отчеты:

•       о движении денег (денежные потоки), который покажет прогнозируемые обороты и остатки денежных средств на счетах и в кассе;

•       о формировании финансового результата (доходы и расходы), с расчетом чистой прибыли компании по итогам отчетного периода;

•       и опционально — об изменениях в имуществе и обязательствах компании (баланс), с расчетом прогнозных сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

Разумеется, все расчеты должны строиться в соответствии с экономической логикой. Поэтому, если у вас нет подобной практики, рекомендуем показать модель профессиональному финансисту, чтобы исключить вероятность технических ошибок.

Критерии эффективности

Расчет показателей эффективности любого проекта строится, в первую очередь, на основании прогноза денежных потоков и тесно связан с понятием дисконтирования.

Смысл дисконтирования (от англ. discount– уменьшение стоимости) – в приведении к текущему моменту времени будущих денежных потоков по проекту. Теория денег говорит о том, что рубль полученный сейчас, стоит дороже, чем рубль, который мы получим через год. Потому что, во-первых, «сегодняшний» рубль можно положить, как минимум, на банковский депозит и через год получить рубль плюс какой-то процент. А во-вторых, всегда сохраняется риск, что что-то пойдет не так, и запланированный рубль по прошествии года мы вообще не получим.

Поэтому для оценки будущих поступлений по проекту финансисты применяют специальную ставку дисконтирования, которая уменьшает прогнозный денежный поток с учетом фактора времени. Есть несколько способов расчета этой ставки, однако для целей оценки франчайзингового проекта мы бы рекомендовали определить ее как желаемый для инвестора уровень доходности.

На основании дисконтированных денежных потоков рассчитываются ключевые показатели эффективности проекта: чистая приведенная стоимость (англ. NPV – NetPresentValue), внутренняя норма доходности (англ. IRR – InternalRateofReturn) и дисконтированный срок окупаемости (англ. DPP– DiscountedPay-Back Period).

NPV – это сумма дисконтированных денежных потоков по проекту, если она больше нуля – проект эффективен.

IRR показывает, на какую максимальную доходность по проекту может рассчитывать инвестор. Хорошо, когда значение этого показателя выше выбранной ставки дисконтирования.

DPP – это период полной окупаемости инвестиций в проект с учетом изменяющейся стоимости денег и финансовых рисков. Этот показатель особенно хорош для сравнения альтернативных проектов с примерно равными инвестициями.

На практике также всегда используется показатель простого срока окупаемости, который даст представление о сроке возврата суммы инвестиций без учета дисконтирования.

Как оценить риски проекта в цифрах?

Если базовые показатели эффективности оказались удовлетворительными, можно приступить к финальному этапу анализа вашего проекта – оценке рисков. Она также проводится на базе финансовой модели в Excel.

На практике оценку рисков по проекту чаще всего проводят двумя взаимодополняющими способами.

Первый – это анализ чувствительности. Это метод количественного анализа, суть которого состоит в изменении значений ключевых параметров проекта: объема продаж, цены реализации, себестоимости и т. д. Измененные вводные поочередно подставляются в финансовую модель, после чего рассчитываются новые значения NPV. По их отклонениям от базового значения можно судить о степени влияния на проект каждой из вводных. Основным недостатком анализа чувствительности является то, что измеряется влияние только одного из факторов, а остальные считаются неизменными. Оценить более реалистичную ситуацию, когда изменяется сразу несколько вводных, и скорректировать NPV проекта на величину риска помогает сценарный анализ.

В дополнение к базовому расчету по проекту готовятся один или несколько сценариев. Обычно их бывает три – пессимистичный, оптимистичный и реалистичный. Они строятся на основе вариаций сразу нескольких ключевых вводных по проекту. Например, мы предположим, что средний чек окажется не 1000, а 800 рублей, число покупателей – 50, а не 80 в день и так далее. С учетом этих вводных повторно рассчитываются показатели эффективности проекта, а полученные результаты анализируются.

На основании такого анализа инвестору будет гораздо проще оценить и возможные риски по проекту, и свою готовность их принять.

Финансово-экономическая экспертиза


Финансово-экономическая экспертиза франшизы представляет собой оценку эффективности деятельности предприятия. При проведении такой экспертизы производится расчет рентабельности предложения, оценка того, насколько выгодно вкладывать капитал именно в это конкретное предприятие. Основной задачей экспертизы франшизы является минимизация бизнес рисков при запуске нового предприятия. Оценивается наличие конкуренции на рынке и конкурентные преимущества компании франчайзера. Также рассматриваются слабые стороны франшизы и пути устранения этих недостатков.

 

В настоящее время рынок франшиз буквально пестрит всевозможными предложениями франчайзеров в самых разных сферах деятельности – от предприятий быстрого питания до магазинов ювелирных изделий. Неудивительно, что у неопытного франчайзи разбегаются глаза от всего этого многообразия, и сделать правильный выбор зачастую бывает очень непросто.

В этой ситуации без грамотного финансового анализа франшизы не обойтись. Ведь подобный анализ предоставит информацию, необходимую для принятия окончательного решения – покупать данную конкретную франшизу или нет. А именно, финансовая экспертиза франшизы ответит на следующие вопросы:

Ответственность и разборчивость франчайзера;
Конкурентоспособность и стабильность предприятия;
Рентабельность бизнес идеи;
Эффективность взаимоотношений франчайзи с франчайзером (насколько хорошо построена работа по обучению франчайзи деятельности в данном сегменте рынка, какую помощь получает франчайзи на старте нового предприятия и в процессе работы).
Таким образом, воспользовавшись финансовым анализом, будущий франчайзи получает оценку всех параметров деятельности франшизы и своих потенциальных взаимоотношений с франчайзором. И уже после этого оно может принять взвешенное решение о покупке франшизы, основанное на конкретных экономических показателях.